Главная » 2015 Май 26 » Конспект занятия "Весна" деревья в старшей группе
13:48 Конспект занятия "Весна" деревья в старшей группе | |
Цель: развитие связной речи детей. Задачи: Учить детей пересказывать текст по коллективно составленному плану. Развивать диалогическую речь детей – упражнять в употреблении в диалоге проблемных вопросов и сложноподчиненных предложений с придаточными причины в ответах. Учить словообразованию действительных причастий прошедшего времени по образцу и образованию родственных слов от слова грач. Активизировать словарь по теме. Развивать логическое мышление - устанавливать причинно- следственные связи между событиями в рассказе; развивать слуховое внимание и память Воспитывать интерес к природе и доброе, бережное отношение к пернатым друзьям. Оборудование: репродукция картины А.К Саврасова «Грачи прилетели»,панно, предметная картинка грач. Ход занятия: 1.Организационный момент . -Садится тот , кто назовет перелетную птицу. Логопед: - Ребята, скажите, а почему эти птицы называются перелетными? (Правильно, перелётные птицы – это птицы, которые весной к нам прилетают, а осенью отправляются в другие страны.) - Вы много назвали мне перелетных птиц, но мы с вами сегодня поговорим об удивительных птицах- грачах. Они прилетают первыми, поэтому про них говорят: «Грачи весну открыли», а еще мы познакомимся с рассказом, который так и называется «Грачи весну открыли». 2.-Предлагаю рассмотреть эту птицу и назвать слова – родственники к слову грач. Детеныши грача( птенцы)- грачата; их мать- грачиха; их гнезда – грачиные; Скопление гнезд - грачевник. 3.Чтение логопедом рассказа «Грачи открыли весну» на фоне картины Саврасова «Грачи прилетели» без установки на запоминание и пересказ. Грачи перелетные птицы, но зимуют они не в жарких странах, а недалеко от родных мест, потому что не боятся морозов. От холода их защищает плотное оперение. Перелетают они в поисках корма. И возвращаются грачи с зимовки первыми , едва начинает таять снег. С громкими и радостными оглушительными криками «гра- гра-гра» грачи осматривают старые гнезда , ремонтируют их и вьют новые по несколько гнезд на одном дереве. Свои грачевники они устанавливают в парках , рощах, скверах, , застраивая все вершины деревьев. Грачи самые дружные и общительные птицы. Вместе они строят гнезда , сообща защищают свои жилища от врагов, будь то кот или крупная хищная птица. Грачи всей стаей с громкими криками налетают на врага , клюют и щиплют его до тех пор , пока не обратят его в позорное бегство. Грачи умны и понятливы, хорошо подражают разным звукам, пению других птиц, голосам некоторых зверей. Они очень полезны человеку, так как уничтожают вредителей растений на полях и огородах, в лесах и садах. Грачи поедают жуков, личинок, истребляют полевых мышей. Из всего прочитанного, вам наверно показалось непонятным слово сквер. Сквер — зеленая часть города, участок ,размещающийся обычно на площади, перекрестке улиц. 4. Лексико – грамматическое упражнение по прослушанному тексту – подбор признаков и действий к грачам. Логопед: -А сейчас, ребята, давайте вспомним, так какие грачи? Назовите слова – признаки: Перелетные, дружные, общительные, умные, понятливые, полезные, крикливые, шустрые, синевато - черные. - Что они делают? Назовите слова- действия: летают, кричат, вьют гнезда, клюют, защищают, ловят жуков, уничтожают мышей, открывают весну, возвращаются. 5. Беседа по содержанию рассказа. Репродуктивные и поисковые вопросы. - Где зимуют грачи? - Какие птицы возвращаются первыми весной? - Когда возвращаются грачи? - Как грачи вьют гнезда? - Как называется место , где грачи свили гнезда ? -Где грачи устраивают свои грачевники? - Как грачи защищают свои жилища? - Чем питаются грачи? - Какую пользу приносят? ( Логопед стимулирует , направляет и подсказывает при затруднениях детей). Проблемные вопросы, требующие полных мотивированных ответов сложноподчиненными предложениями с придаточными причины. Образец: - Почему говорят , что грачи открыли весну? (Говорят, что грачи открыли весну потому, что они возвращаются с зимовки самыми первыми, едва начинает таять снег.) -Почему грачи возвращаются первыми ранней весной? - Почему осенью грачи улетают в более теплые края, если они не боятся морозов? - Почему грачей называют дружными, общительными птицами? - Почему грачей называют большими друзьями полей садов и огородов? Динамическая пауза. (Дети выполняют соответствующие движения) Речь с движением «Веснянка» Солнышко, солнышко, Золотое донышко, (Руки поднимают вверх, скрещивая над головой) Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. (Хлопают в ладоши) Побежал в саду ручей. (Плавное движение правой руки перед собой) Прилетело сто грачей. (упр. «птичка») А сугробы тают, тают, (Плавно опускают через стороны поднятые руки) А цветочки подрастают. (Руки перед собой ввиде бутона поднимают вверх) 6. Повторное чтение рассказа «Грачи открыли весну» с установкой на запоминание и пересказ. 7.Коллективное составление вопросительного плана с помощью логопеда( наводящие вопросы, подсказки) на запоминание последовательности: -Как зимуют грачи? -Где и как строят жилища? - Как ведут себя грачи в грачевнике? - Чем питаются грачи? -Какую пользу приносят? 8.Пересказ по цепочке по составленному плану. 9.Игра «Эхо» – словообразование действительных причастий прошедшего времени по образцу. -Грачи вернулись в родные края. (Значит они какие?) -Вернувшиеся в родные края грачи. -Грачи слетелись в старый парк. - Слетевшиеся в старый парк грачи. - Грачи уничтожили вредителей. - Уничтожившие вредителей грачи. - Грачи громко кричали в роще. - Громко кричавшие в роще грачи. -Грачи защитили свои гнезда. -Защитившие свои гнезда грачи. - Грачи налетели на врага. - Налетевшие на врага грачи. - Грачи открыли весну. - открывшие весну грачи. Итог занятия. -Ребята, а что нужно делать, чтобы птицам хорошо у нас жилось? ( Бережно к ним относиться: не пугать птиц, не кричать в лесу, не бросать в них разными предметами, подкармливать, делать кормушки и скворечники…) Понаблюдайте с родителями за поведением и повадками птиц в городе и в лесу. | |
|
Всего комментариев: 0 | |