Главная » 2015 » Май » 26 » Весенняя викторина с ответами
17:53
Весенняя викторина с ответами
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

Тема урока. Сезонные изменения

в природе весной (обобщение).

Цели:

Сформировывать у детей целостную картину

мира весной; систематизировать имеющиеся знания.

Создать возможность для обогащения словарного

запаса; коррекция нарушений памяти, логического мышления, внимания, восприятия;

развития устной, выразительной речи и мелкой моторики.

Воспитывать у детей бережное отношение

к родной природе, развитие умения эстетического её восприятия; воспитание эмоциональной адекватности.

Тип урока: нестандартный, в форме викторины.

Оборудование урока: костюмы для ведущих

и участников, театрализованных сценок ; маленькие эмблемы и две большие для команд; корзинки; шаблоны раннецветущих цветов: подснежники, тюльпаны, ландыши; контуры птиц; игровая мозаика; чистые листы бумаги, ручки; предметные картинки: перелётные и зимующие птицы, ребусы; 2 конверта с буквами: в, е, с, н, а; пословицы из отдельных слов; корзинка с цветами.

Содержание урока



Ход игры.

Начинают викторину – Скоморохи.

1 – ый. К нам сюда скорее просим! Коррекция нарушений

Подходи честной народ. устной речи, вербальной

Шевелитесь, торопитесь – памяти; отработка

Викторина всех зовёт! выразительного чтения

наизусть.

2 – ой. Подходи честной народ,

Интересное вас ждёт!

Подходите, торопитесь,

Наши милые друзья.

Всех сейчас мы приглашаем,

Викторину начинаем!

1 – ый. Весна стучится в окна,

Поёт на все лады,

Блестят на солнце стёкла

И лужицы воды.

2 – ой. Шумит ручей – проказник,

Проснулся ото сна,

Пришла на викторину

Красавица – Весна.

Звучит музыка, выходит Весна.

Весна. Здравствуйте, мои друзья!

Видеть всех здесь рада я!

Я – весна красна, бужу землю

ото сна,

наполняю соком почки.

На полях рощу цветочки,

прогоняю с речек лёд,

светлым делаю восход.

Всюду в поле и в саду,

людям радость я дарю.

Скоморохи, вместе.

-Ждали мы тебя, Весна!

Ты нам очень всем нужна!

1 – ый скоморох. Коррекция нарушений

Дует тёплый южный ветер, мышления на основе

Солнышко всё ярче светит, упражнений в анализе

Снег худеет, мякнет, тает. и синтезе.

Что за месяц? Кто узнает?

(Март)

2 – ой скоморох.

Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся,

В небе жаворонка трель.

Месяц к нам пришёл… (апрель)

1 – йы скоморох.

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?

(Май)

По очереди выходят весенние месяцы.

Весна. Первым март пришёл,

Белый снег сошёл.

А за ним и апрель.

Отворил окно и дверь,

А уж как пришёл май,

Солнце в терем приглашай

Март. Я, Март – первый весенний

месяц.

Месяц – света.

Снег сгоняю, землю бужу.

Апрель. Я, Апрель – водолей.

Поля согреваю, живой

водой отпаиваю.

Май. Я, Май – с травой и цветами.

Лес наряжаю, лето в гости

ожидаю.

Весна. Май, апрель – пора прощаться

Ваше время не пришло.

Уступите место марту,

Ждём его уже давно.

Март.

- Начинаем викторину

«Весна в окно стучится…»

Весна. К нам пришёл, не хмурь лица

Будь весёлым до конца.

Ты не зритель и не гость,

А программы нашей гвоздь.

Март.

- Итак, команды и болельщики

Заняли свои места, мы начинаем.

- Приветствуем команды: «Солнышко»,

«Сосульки».

- Необходимо выбрать капитанов

из каждой команды.

- Команды представляют себя

и приветствуют соперников.

Команда «Солнышко». Развитие коммуникативных

Мы команда навыков, через

Весёлые ребята! самоорганизацию.

Порадовать теплом людей

Всегда мы будем рады!

Команда «Сосульки».

Мы сосульки,

любимцы детворы.

На эту викторину,

мы победить пришли!

Март.

- Команды выходят на жеребьёвку.

Жеребьёвка для капитанов. Развитие аналитико -

Задание 1. синтетической

Собрать из букв слово «весна». деятельности.

Задание 2, запасной вариант.

- Отгадайте загадку.

К маме – речке бегу.

И молчать не могу.

Я её сын родной,

А родился весной.

(Ручей)

Конкурс 1. «Вспомним стихи о весне». Коррекция нарушений

Команды соревнуются в знаниях запоминания, сохранения

стихотворений о весне. и воспроизведения при

(Используется материал, который заучивании текста

изучался на уроках чтения и развития стихотворения.

речи.)

Подборка стихов.

Весенние воды.

Ф. Тютчев

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идёт, весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд!»

Весна.

И. Токмакова.

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны.

Верно, очень тёплые

Ноги у весны.

Сельская песенка.

А. Н. Плещеев

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей…

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей.

А. К. Толстой.

Вот уж снег последний в поле тает,

Тёплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Скворцы.

Прилетели скворцы –

Молодой весны гонцы.

Червяков они клюют

И поют, поют, поют!

Подснежник.

Расколол ледок

Маленький подснежник,

И расцвёл цветок.

Голубой и нежный.

Ручеёк.

Ручеёк бежит по лесенке,

По ступенькам ледяным,

И весны живые песенки

Звонко скачут вслед за ним.

Синий день.

На сугроб ложится.

Голубая тень,

Тенькают синицы:

- Синий – синий день!

Уж тает снег.

А. Плещеев

Уж тает снег, бегут ручьи

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь

Теплей и ярче солнце стало

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновало.

Жаворонок.

В. Жуковский

На солнце тёмный лес зардел

В долине пар белеет тонкий.

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий

Он голосисто с вышины

Поёт на солнышке сверкая

«Весна пою приход весны!»

Весна.

Ф. Тютчев

Зима недаром злится

Прошла её пора

Весна в окно стучится

И гонит со двора

И всё засуетилось

Всё гонит зиму вон –

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон

Зима ещё хлопочет

И на весну ворчит

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит.

Ласточка примчалась.

А. Майков

Ласточка примчалась

Из – за бела моря

Села и запела:

Как февраль ни злился:

Как ты, март, ни хмурься

Будь хоть снег, хоть дождик

Всё весною пахнет!

Весенняя сказка.

В. Берестов

Дружно

Ударились

Рыбы об лёд

И на реке

Начался

Ледоход!



Мартовская песенка.

З. Александрова

Распушилась верба

Солнце греет снова

Ломкие сосульки

Весело звенят

Сделаны дуплянки,

Домики готовы

Мы гостей крылатых

Скоро ждём назад.

Мы без вас скучали

Долгою зимою

Возвращайтесь птицы

Поскорей домой

Для скворцов немало

Сделано скворечен

И у нас в деревне

И по всей стране.

Вишенка.

Г. Бойко

Раннею весною

В нынешнем году

Я сама сажала

Вишенку мою.

А теперь взгляните:

Обогнав меня,

Выросла за лето

Вишенка моя.

Весна.

Г. Ладонщиков

Отшумела злая вьюга,

Стала ночь короче дня.

Тёплый ветер дует с юга,

Капли падают, звеня.

Солнце землю, речки лёд.

Тает баба снеговая.

Гонит с нашей речки лёд.

И ручьями слёзы льёт.



Весна.

А. Мойков

Как февраль ни злился,

Как ты, март ни хмурься,

Будь хоть снег, хоть дождик –

Всё весною пахнет.

Ходим, ходим по лужку,

Собираем по цветку:

Красный, белый, синий цвет…

Замечательный букет.

М. Бычкова

Весна.

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом:

Опять весна душистая

Повеяла крылом.

А. А. Фет

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня

Тёмно – голубые?

И о чём звените вы

В день весёлый мая,

Средь некошеной травы

Головой качая.

А. К. Толстой

На полянке, у тропинки

Пробиваются травинки.

С бугорка ручей бежит,

А под ёлкой снег лежит.

В. Заходер





Конкурс 2. «Весенние слова». Коррекция нарушений

Чья команда больше напишет аналитико - синтетической

слов по теме: «Весна». деятельности учащихся

на основе запоминания,

сохранения и воспроизведения

слов.

Конкурс 3. Игра «Четвёртый лишний». Коррекция нарушений

Выделить лишнее слово. Объяснить аналитико- синтетической

свой выбор. деятельности на основе

- март, апрель, май, январь; слухового восприятия,

- мать-и-мачеха, тюльпан, ромашка, смысловой догадки

подснежник; с помощью игры.

- медвежонок, лисёнок, телёнок, бельчонок;

- бабочка, трясогузка, шмель, пчела.

Весна. – Отгадайте загадки.



На шесте – дворец,

Во дворце – певец.

А зовут его… (скворец)

Март. Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

(Синица)

Инсценировка. Коррекция нарушений

«Разговор синицы со скворцом.» устной, выразительной

речи; зрительной и слуховой

памяти; проявление творческих

способностей в инсценировке

отрывков произведений.

Синица. Здравствуйте, дорогой скворец! Поздравляю вас с благополучным возвращением на родину.

Скворец. Спасибо. Я сам очень рад.

Синица. Довольны ли вы своей новой квартирой?

Скворец. Сейчас я её осмотрю. Хорошо, что ребята не острогали ту сторону доски, которая обращена внутрь. Птенцам по шершавой доске удобнее выбираться из гнезда. Приятно, что дом снаружи выкрашен тёмной краской.

Синица. Проверьте, крепко ли забиты гвозди, хорошо ли законопачены щели.

Скворец. Вы правы! Ужасно, когда дует ветер и квартира качается из стороны в сторону. На этот раз всё в порядке.

Синица. Вас не огорчает, что к скворечнику не прибита жёрдочка для отдыха?

Скворец. Да что вы! Она нужна только кошкам.

Синица. Где и когда вы дадите свой первый концерт?

Скворец. Сегодня на крыше скворечника. Вы знаете у меня особый дар: перенимать чужие голоса и звуки. Я могу квакать, как лягушка, скрипеть, как телега, свистеть, как дрозд. В свою сегодняшнюю программу я включаю звуки, которые я подслушал зимой в Африке.

Конкурс 4. «Всё о птицах».

1. Загадки о птицах. Коррекция нарушений

Угадайте, что за птички: мышления на основе

Тёмненькая невеличка, упражнений в анализе

Беленькая с животиком и синтезе.

Хвост раздвинут в два хвоста.

(Ласточка)

Мать – отца не знаю,

Но часто называю

Детей знать не буду –

Чужим их сбуду.

(Кукушка)

Я такая птица,

Как пою – своё имя говорю.

(Кукушка)

Что за весенняя чёрная птица

Любит за плугом ходить

И кормиться?

Что за весенняя чёрная птица

Прямо на трактор чуть не садится?

(Грач)

На шесте – дворец.

Во дворце – певец.

(Скворец)

На ветке домик деревянный

А в доме маленький певец

Он улетал в чужие страны

И вот вернулся, наконец.

(Скворец)

Стали братья на ходули

Ищут корму на пути

На бегу ли, на ходу ли –

Им с ходулей не сойти.

(Журавли)

2. Узнай птицу по контуру. Развитие эмоционально-

образной памяти с помощью

3. Игра «Исключи лишнее». символического изображения

-грач, соловей, ласточка, снегирь; на карточках контуров птиц;

-кукушка, жаворонок, скворец, воробей. словесно-логического

мышления.

4. Ребусы. Развитие аналитико -

Л А С . ласточка синтетической деятельнояти.

С Ж З стриж

Весна. Возвращаются скворцы –

Наши старые жильцы

Март. Воробьи у лужицы.

Шумной стайкой кружатся.

Сценка. «Спор на скворечне». Коррекция нарушений устной,

Г. Ладонщиков. выразительной речи; зрительной

и слуховой памяти; проявление

Этот случай был в апреле. творческих способностей

С юга птицы прилетели. в инсценировке отрывка из

Таял снег, произведения.

А воробья

Выгоняли из жилья.

- Убирайся, вон отсюда! –

Просвистал ему скворец.

- Ни за что!

Моя квартира!

Я не временный жилец!

Я тут вьюги и морозы

Терпеливо перенёс…

- Не упрямься.

Мне в наследство

Этот дом остался с детства.

Вылетай!

Но тут во двор

Со скворечней Миша вышел.

Быстро с нею влез на крышу,

Тут же крепко привязал

И приветливо сказал:

- Я друзьям сердечно рад!

Охраняйте вместе сад.

Конкурс 5. «Сложи картинку». Коррекция процессов анализа

Игровая мозаика на тему «Весна». и синтеза на основе упражнений

в составлении целого;

развитие мелкой моторики.

Конкурс 6. «Аукцион пословиц». Коррекция нарушений

Знание пословиц на весеннюю тему. всех видов памяти

1. Собрать пословицу. путём заучивания пословиц.

2. Конкурс пословиц.

Весна – зажги снега, заиграй овражки.

Весной дождь парит, а осенью мочит.

Кто спит весною, плачет зимою.

Весной час прогуляешь – неделей не наверстаешь.

Кто весною потрудится, тот осенью повеселится.

Весенний день год кормит.

На весну, надейся, а дрова припасам.

Март с водой, апрель с травой.

В марте курица из лужице напьётся.

Вода с гор потекла – весну принесла.

Весенний дождь лишним не бывает.

Весна красна цветами, а осень пирогами.

Май леса наряжает, лето в гости ожидает.

Февраль силён метелью, а март – капелью!

Март -с водой, апрель – с травой, а май – с цветами.

Журавль летит высоко, видит далеко.

Жаворонки, прилетите, красно лето принесите!

Зима – снегом, весна – водой, осень – урожаем богаты.

Увидел грача – весну встречай.

Грач на горе – весна на дворе.

Звонок, весёлый май, но неустойчив.

Ай – ай, месяц май – и тёпел, да холоден.

Бывает май – под кустом рай, а то май – коню сена дай, а сам на печь полезай.

Дождь в мае хлеба подымает.

Весна зиму поборола.

Как зима ни злится, всё равно весне покорится.



Март. Расцвели подснежники.

Да в леске, да в леске.

Скоро всей земелюшке

Быть в венке, быть в венке!

7. Конкурс капитанов. Коррекция нарушений

Игра «Собери подснежники!» общей и мелкой моторики.

На полу разложены бумажные

«подснежники». По команде дети

начинают их собирать. Кто больше?

Март. На любую загадку

найдём мы ответ.

И трудности в мире,

загадок уж нет!

Загадки о весне. Разминка для болельщиков. Коррекция нарушений

Зимой лежал, а весной в речку убежал. мышления, на основе

(Ручеёк) упражнений в анализе

Пушистая вата плывёт куда – то и синтезе.

Чем вата ниже, тем дождик ближе.

(Туча)

Летом бежит, зимой спит,

Весна настала – опять побежала.

(Река)

В синей, чаще алый мяч,

он и светел и горяч.

(Солнце)

Без рук, без ног,

а ворота отворяет.

(Ветер)

Зазвенели ручьи, прилетели грачи.

В улей пчела первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

когда это бывает?

(Весной)

7. Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут.

(Облака)

8.Доброе, хорошее,

На людей глядит,

А на себя глядеть не велит.

(Солнце)

На ветках –

Плотные комочки.

В них дремлют

Клейкие листочки.

(Почки)

Весна. Он в берлоге спит зимой.

Под большущею сосной,

А когда придёт весна,

Просыпается от сна.

(Медведь)

Март. Вертится, стрекочет,

Весь день хлопочет. (Сорока)

Сценка. «Сорока и Медведь».

- Эй, Медведь, спишь, что ли? Уж весна на пороге!

- Хррр: Уснёшь с такой: Чего тебе, стрекотуха?

- Да вот не пойму я, почему тебя Медведем зовут? Ну, Заяц – беляк, ну птица – глухарь – это понятно. А вот Медведь. Ну что такое Медведь?

- Охо – хо! Бестолковая ты птица. «Медведь» - значит «мёд ведающий», знаю, где мёд в лесу спрятан, потому и Медведь. Понятно? Вот окаянная птица, покоя нету. Только сон сладкий стал снится, будто бы в лесу дуплистое дерево, а в дупле соты. И никто про то не ведает, один я, медведь, ведаю, знаю… Хррр, Хррр.

- Медведь, ты опять засыпаешь?

- Да нет, какой тут сон. Снег тает, в берлоге сыро. Вот и шуба моя немного намокла. Видимо вставать придётся.

- Охо – хо. Охо – хо….

Конкурс 8. Коррекция нарушений

«Что сначала, что потом». мышления на основе

Определить правильную упражнений в установлении

Последовательность причинно - следственных

картинок о весне. связей и отношений.

Март. Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

«Первая бабочка». Активизация процессов

запоминания и воспроизведения,

Села на лавочку вербальной памяти; развитие

Первая бабочка: устной речи, на основе ролевых

- Тёплая лавка! игр.

- А где же травка?

Где же цветочки?

Где клейкие почки?

Она оглянулась:

- Я рано проснулась

На лужицах лёд,

Но солнце печёт,

Журчит ручеёк,

Чудесный денёк!

Конкурс 9. Коррекция нарушений

Игра «Весенние цветочки». логического мышления

Весенние цветочки: подснежники, в классификации групп

тюльпаны, ландыши. раннецветущих растений;

В игре участвуют по 1 человеку развитие общей и мелкой

из каждой команды. моторики.

По залу рассыпают бумажные

Подснежники (все «цветы» в одинаковом количестве).

Детям дают по корзинке. По сигналу один собирает только подснежники, другой – тюльпаны.

Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.

Весна. Непоседы, шалунишки,

Подарить хочу цветы.

Небывалой красоты!

Чтоб увидеть их, сперва

Нужно всем закрыть глаза!

Дети закрывают глаза, Весна и Март

раскладывают на полу цветы.

Март. Раз! Два! Три! Четыре! Пять!

Глазки можно открывать!

Вот это чудо! Посмотрите-ка,

ребята,

Какая красивая цветочная поляна!

Весна. Что ж, ребята, не зевайте,

По цветочку разбирайте!

Март. Викторина вот прошла,

Расходиться нам пора.

Подведём сейчас итог.

- Молодцы! Вы хорошо справились со всеми заданиями!

- Давайте подсчитаем, чья команда больше всех набрала баллов.

Проходит подсчёт баллов, определяются победители и награждаются участники.
Категория: Викторины Весна | Просмотров: 407 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar